Перейти к содержанию
ЛиС

  • записей
    205
  • комментариев
    569
  • просмотра
    133 722

Теплицы помогут возродить Приаралье


Алексей Н

1 321 просмотр

Возрождение Приаралья

1,66 млн человек (а это 11% казахстанцев) живут сегодня в зоне экологической катастрофы. Приаралье является бедствующим регионом, испытывающим сильное воздействие от пересыхания Аральского моря, от песчаных бурь и засоления. Несмотря на многочисленные разговоры об аральской экологической катастрофе и даже принятие определенных мер по борьбе с ее последствиями (например, строительство плотины, обеспечивающей заполнение Малого Арала), тем не менее не просматривается никакого плана коренного решения проблем Приаралья и превращения его из зоны бедствия в зону развития и процветания.

Вызов пустыни

Приаральский регион в Казахстане занимает площадь в 639,4 тыс. кв. километров и делится между Кзылординской и Актюбинской областями. В 1992 году Приаралье официально было признано зоной экологического бедствия. С того момента правительство Казахстана и пытается решить проблемы жителей региона, разработав систему социальной помощи и поддержки, проводя реконструкцию гидротехнических сооружений и диверсификацию сельского хозяйства. Определенный результат достигнут, но до коренного перелома в ситуации еще очень далеко.

Одна из главных причин недостаточной эффективности политики помощи Приаралью — пассивная позиция, выраженная в правительственных программах. Они только фиксировали сложившееся положение и вводили программу социальной помощи жителям зон экологического бедствия. Второй причиной недостаточной эффективности была ориентированность на коммерческую выгоду, из-за чего тормозилось развитие и реконструкция сельского хозяйства Приаральского региона.

Спору нет, масштаб проблемы велик, и при личном знакомстве с последствиями экологического кризиса в Приаралье у многих опускаются руки. Но при этом нельзя не понимать, что пускать аральскую проблему на самотек — значит, привести регион к беде. Нельзя уступать пескам и соли, переносимым ветром, потому что рано или поздно последствия аральского бедствия будут сказываться во все более и более отдаленных регионах Казахстана и, в конце концов, могут докатиться до Астаны. Это обстоятельство, в принципе, исключает пассивную позицию в отношении аральской проблемы. Пустыня бросает вызов, который нужно принять.

Можно согласиться с тем, что Казахстан в 1990 годы находился в тяжелом положении и помогал Приаралью, чем мог. Однако в те годы не было сделано, пожалуй, самого главного. Перед учеными не поставили «боевой задачи» разработать в сжатые сроки программу всестороннего возрождения Приаралья, и поворота пустыни вспять.

Чингисхан в свое время сформулировал меткий афоризм: «Телом крепкий побеждает единицы, душою крепкий — побеждает множества», из которого вытекает, что с крупными проблемами можно справиться только силой мысли и духа. Это в полной мере приложимо и к аральской проблеме. Пустыню можно одолеть силой мысли.

Пример великих предшественников

Глядя на сегодняшнюю дельту Сырдарьи, трудно поверить, что эти места когда-то были густо заселены, здесь активно возделывались поля, и приаральские города были центрами могущественных государств, которые простирали свою власть далеко за пределы Приаралья. Да и среднее течение Сырдарьи, также ныне считающееся зоной экологического бедствия, тоже в древности было богатым и процветающим местом, городской областью, лежащей на Великом Шелковом пути. Развалины городов, замков, деревень, остатки забитых илом каналов, арыков, заброшенных полей, садов и виноградников подтверждают, что это все было именно так.

Как показывают исследования, в древности условия для жизни в междуречье Амударьи и Сырдарьи были намного лучше, чем сейчас. В начале I тыс. до н.э., когда в Приаралье стали складываться политические объединения, дельты двух рек представляли собой обильно орошаемый, болотистый регион с изобилием растительности и животных, а не пустыню, как сейчас. Однако в течение первой половины I тыс. до н.э. условия поменялись. Произошло изменение русла Сырдарьи, и основным протоком стала Жанадарья, наиболее южное русло дельты. Рукава Амударьи, в особенности на правобережье, стали забиваться илом и угасать. Именно с этими изменениями связано рождение системы ирригации в Приаралье. Ученые выяснили, что местное население прокопало каналы по угасающим рукавам реки, собрало воду в каналы и отвело ее по арыкам на поля и сады. Это было сделано очень быстро, практически единовременно.

В итоге была создана гибкая система орошения, позволяющая обеспечивать приток воды при уменьшении количества воды в одной из проток. Это сделали общества, стоящие на высокой ступени развития. С момента строительства каналов начинается взлет культуры «городищ с жилыми стенами» в дельте Амударьи, и объединения приаральских саков в дельте Сырдарьи.

Позже, в XVI-XVII веках так же были построены крупные каналы (Ярмыш, Шахабад, Газават), которые являются основой современной системы ирригации этого района. Все это доказывает, что население, обладая крайне примитивным техническим уровнем, способное, по существу, выставить только мускульную силу землекопа, вооруженного кетменем, тем не менее смогло решить в основных чертах свои эколого-экономические проблемы. Когда не мешали разные завоеватели, ничего не понимающие в каналах и орошении, не ценящие воду, Приаралье процветало и было центром крупных и могущественных государств.

Великие предшественники доказывают, что и современный Казахстан, обладающий несопоставимо более высоким техническим и научным уровнем, чем, скажем, ученые XVI-XVII веков, тем более сможет решить эколого-экономические проблемы Приаралья, если только захочет.

Вода

Раз вода в Приаралье является главным ресурсом, обеспечивающим жизнь населения и хозяйства, то надо начинать составление программы развития Приаралья с водного хозяйства.

Программа развития водного хозяйства Приаралья должна включать в себя несколько пунктов. Во-первых, это реконструкция русел и протоков Сырдарьи, чтобы вода беспрепятственно попадала в Арал. Частично эта программа уже реализовывается, и заполнение Малого Арала показывает, что были достигнуты первые успехи.

Во-вторых, это программа создания водозаборной системы. Традиционно эта задача решалась строительством каналов и арыков. Но эти гидротехнические сооружения обладали рядом неприятных особенностей. Много воды терялось из-за фильтрации через стенки и дно каналов, из-за испарения, а также из-за планировки арычной сети. До полей доходила только часть забранной из реки воды.

Но в традиционном обществе это был единственный путь решения проблемы орошения. Землекопам с кетменем очень трудно было сделать что-то большее. Но современные технологии с мощными насосами, бетонными, стальными и пластиковыми трубами позволяют создать такую систему орошения, из которой не будет пропадать ни капли воды. Новая система орошения в Приаралье — это не каналы и арыки, а трубопроводы.

В-третьих, очистка сточных вод. Сточные воды суммарно по Сырдарье и Амударье составляют около 32,7 куб. км в год, что всего в два раза меньше стока двух рек в Арал до 1960 года. Очистка и повторное использование сточных вод — это важный водный ресурс в Приаралье, мимо которого нельзя пройти.

Израильский опыт по сельскохозяйственному освоению пустыни Негев также основывался на подаче воды по Всеизраильскому водопроводу, использованию оборотной воды (то есть очищенных сточных вод), а также опреснению воды Мертвого и Красного морей. Объем оборотной воды составил 25% от объема потребляемой на аграрные нужды воды. Комплексное использование всех источников воды позволило создать продуктивное сельское хозяйство в пустыне, где годовой объем осадков составляет 25–50 мм.

Впрочем, вода из Сырдарьи по количеству твердых осадков и загрязнению химическими веществами мало чем отличается от сточных вод, и также нуждается в очистке перед использованием.

Комплексное использование всех водных ресурсов Приаральского региона в сочетании с их бережным расходованием способно кардинально решить эколого-экономические проблемы.

Земля под стеклом

В «Программе по комплексному решению проблем Приаралья на 2004–2006 годы», утвержденной правительством Казахстана в мае 2005 года, справедливо указывается, что положение с почвой в Приаральском регионе стало критическим. Содержание гумуса снизилось начиная с 1975 года на 30–40%, и около 60% посевных площадей содержат менее 1% гумуса. Кроме того, песчано-солевые бури сделали почти невозможным земледелие на открытом грунте. За год с высохшего дна Арала ветер поднимает от 15 до 75 млн тонн пыли и соли и разносит ее в радиусе 500 км. Песок и соль не только загрязняют поля, но и приводят к чудовищно высокой минерализации осадков, достигающей после пылевых бурь 300–500 мг/литр. Это даже не морская вода, а концентрированная рапа. Неудивительно, что после такого дождя в Приаралье ничего не растет.

В подобном положении нужно вести развитие сельского хозяйства Приаралья к тому, чтобы отказаться от растениеводства на открытом грунте и переходить к широкому использованию теплиц. Теплицы в данном случае выполняют в точности обратную функцию, чем ее определяет название. Теплицы защищают растения от пыли и соли, от перегрева и создают наиболее благоприятные условия для вегетации. Излишний нагрев от палящего солнца можно отводить путем применения специальных стекол, которые блокируют инфракрасное излучение.

Уже упомянутый израильский опыт развития сельского хозяйства в пустыне Негев, еще более убийственной, чем Приаралье, показал высокую эффективность применения теплиц.

Несмотря на то что, с первого взгляда, строительство теплиц (изолированных агрокомплексов, если выражаться точнее) выглядит дороже по сравнению с растениеводством на открытом грунте, тем не менее изолированные агрокомплексы позволяют радикально решить сразу несколько серьезных проблем сельского хозяйства в Приаралье. Во-первых, полив в них будет намного эффективнее, чем на открытых полях в силу меньшего испарения. Кроме того, в агрокомплексах можно широко применять разнообразные системы капельного полива. Во-вторых, в агрокомплексах можно создать искусственную почву, обогащенную гумусом и компостом, или выращивать растения на гидропонике (то есть выращивание без почвы, с применением растворов питательных веществ, в которые погружаются корни растений). Выращивание растений на гидропонике в условиях изолированных агрокомплексов позволяет резко сократить использование ядохимикатов для борьбы с вредителями, что стало острой проблемой в Приаралье.

В агрокомплексах можно начать с выращивания риса, тропических фруктов и овощей, постепенно развивая выращивание зерновых культур.

Огромное преимущество изолированных агрокомплексов состоит в том, что для них вообще, в принципе, не нужна ни пашня, ни даже почва с гумусом, и эти комплексы можно строить даже там, где плодородной земли давно нет. Главное, нужно обезопасить агрокомплекс от занесения барханами.

По существу, предложенная программа — это программа создания «второй природы», которая изолирована от вредного воздействия окружающей среды в Приаралье и имеет продуктивность, совершенно несопоставимую с продуктивностью нынешней приаральской экосистемы.

Эффект от этой программы станет заметен тогда, когда строительство современных систем водоснабжения и изолированных агрокомплексов станет массовым и охватит весь регион экологического бедствия в Приаралье.

Источник: «Позиция. KZ»

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Дальнейшее пребывание на сайте означает согласие с их применением.