Промышленные теплицы

Войти  
Подписка 0
  • записей
    205
  • комментария
    573
  • просмотра
    115 284

Тепличный бизнес выйдет из кризиса обновленным

Войти  
Подписка 0
admin

466 просмотров

Производителям тепличных овощей и фруктов уже известно, что предстоящий сезон в значительной степени будет отличаться от предыдущих. Участники рынка, по крайней мере, морально подготовились ко всевозможным сюрпризам, большинство из которых будут, скорее, неприятными. Помимо снижения общей платежеспособности населения в условиях кризиса, хлопот предприятиям добавило резкое повышение цен на газ, который является одной из основных статей расхода в производстве тепличных овощей.

В конце января некоторые хозяйства уже приступили к уборке первого урожая огурца и практически сразу же столкнулись с определенными трудностями. В связи с этим специалисты плодоовощного направления АПК-Информ предлагают вашему вниманию интервью с одним из самых крупных тепличных хозяйств в Украине - ЗАО ТМ "Змиевская овощная фабрика".

Своим мнением о ближайших и долгосрочных перспективах развития отечественной тепличной отрасли мы попросили поделиться исполнительного директора ЗАО ТМ "ЗОФ" Сергея Лунина.

- Сергей Владимирович, ваше предприятие является крупнейшим производителем овощей закрытого грунта в Украине. Расскажите, пожалуйста, вкратце о своей компании и об основных направлениях ее деятельности.

- Наше предприятие является крупнейшим производителем тепличных огурцов в Украине. В условиях закрытого грунта мы выращиваем огурцы более чем на 28 га. Это более 10000 тонн в год свежих огурцов. Производить продукцию мы начинаем с конца января и заканчиваем в конце октября. Производим мы в первом обороте хорошо знакомый на нашем рынке огурец "Атлет" и во втором обороте огурец "Кураж". На нашем предприятии применяются передовые технологии, которые позволяют собирать высокий урожай. Огурцы, производимые на Змиевской овощной фабрике, хорошо себя зарекомендовали не только на украинском рынке, но и в странах ближнего зарубежья, таких как Россия, Прибалтийские страны, Беларусь.

- Давайте более подробно поговорим о новом сезоне. Очевидно, что одним из наиболее волнующих вопросов в настоящее время является вопрос новых тарифов на газ для всех предприятий Украины. На сколько вырастит цена на газ для украинских тепличников?

- С каждым годом реализовывать продукцию становиться всё труднее. С каждым годом всё больше увеличиваются затраты на производство, что неизбежно приводит к увеличению конечной стоимости продукции. За последние 3-4 года цена реализации огурца в ранневесенний период выросла почти в два раза. И этому в немалой степени способствует удорожание энергоносителей, которое в структуре затрат занимает основное место. Нетрудно представить, сколько приходится потребить газа, чтобы выработать тепло для обогрева в январе и феврале площади в 280600 кв. м. Для образного представления - это площадь примерно 45 футбольных полей. И если в январе 2008 г. мы платили за 1000 куб. м природного газа 1306 грн., то в январе 2009 г. мы платим за 1000 куб. м газа уже не менее 2600 грн. Это стопроцентное удорожание только по одному показателю затрат.

Кроме этого возросла стоимость минеральных удобрений на 71%, средства защиты растений подорожали на 25%. Выросли цены на электроэнергию, вырос фонд оплаты труда примерно на 30%, поднялись проценты по кредитам с 17 до 28%. Очень сильно подорожал субстрат (это кокосовые маты и минераловатные маты, в которых мы выращиваем огурец и которые закупаем в Голландии за евровалюту, курс которой поднялся примерно на 60%). Можно многое перечислять.

- Как, на ваш взгляд, кредитная политика НБУ отразится на развитии тепличного бизнеса? Смог бы доступ к кредитам облегчить проблему повышения тарифов на энергоносители?

- Большинство трудностей можно было бы преодолеть, если бы не кризис банковской системы. С конца декабря банки перестали выдавать кредиты. Срочные депозиты также перестали выдавать. Газ и электроэнергию без предоплаты за следующий месяц газовые и энергокомпании не дают, а своих денег, вырученных от продажи продукции, нет. Суммы обязательных платежей громадные, и без кредитных денег не обойтись. И ко всему этому, банки подняли проценты по кредитам, которые доходят до 28%.

- Угрожает ли сложившаяся ситуация банкротством предприятий? Коснется ли это только мелких хозяйств или крупные тоже могут пострадать?

- Кто в этих условиях выживет, а кто нет - трудно предсказать. Можно сказать одно - 2009 г. будет очень не простой, и я вполне допускаю, что часть тепличных комбинатов могут не выдержать и прекратить своё существование.

- Как столь существенное увеличение затрат на производство отразилось на стоимости продукции?

Из всего выше сказанного понятно, что в этом сезоне мы вынуждены начинать продавать нашу продукцию дороже, чем в прошлом. И многие тепличные комбинаты в конце января первую свою продукцию продавали по 24-25 грн/кг. Это примерно на 20% дороже, чем в аналогичный период прошлого года. Но покупательский спрос в этом году у населения гораздо ниже, чем в прошлом году.

- Основными покупателями тепличных овощей на внутреннем рынке сейчас являются сети супермаркетов. Как изменилась в этом году политика этой категории покупателей?

- Если в прошлом году все супермаркеты ждали появления на рынке украинского тепличного огурца, чтобы перейти на него с турецкого и испанского, то в этом году наш, отечественный огурец берут с большой неохотой, а то и вовсе отказываются, т.к импортный дешевле и потребитель в условиях кризиса, как говориться, "считает каждую копейку".

- И все же, на ваш взгляд, смогут ли в этом году украинские тепличные овощи конкурировать с импортной продукцией на внутреннем рынке?

- В 2009 г. нам придётся бороться не только с финансовым и энергетическим кризисом, но и с зарубежными производителями огурца. К примеру, у турецкого огурца ниже себестоимость, и это благодаря природным факторам и государственным.

Кроме всего прочего в этом году ужесточится конкуренция между украинскими тепличными комбинатами при реализации огурца. Учитывая тот фактор, что в Украине очень много старых теплиц, которым уже по 30 лет и более, и в этих теплицах выращивание огурца наиболее рентабельно, многие комбинаты увеличили площади под огурцом, а некоторые и вовсе перешли исключительно только на выращивание огурца. Это также будет способствовать снижению цены на огурец для конечного потребителя.

- Давайте поговорим о внешней торговле. За последние несколько сезонов украинские тепличники смогли занять достаточно прочные позиции на рынке России. Однако ситуация с потреблением огурца в России на сегодняшний день очень схожа с тем, что происходит в Украине - продукция дорогая и пользуется слабым спросом. Будут ли украинский огурец и томат по-прежнему востребованы российскими покупателями?

- Да, вы правы, Россия наш ключевой рынок сбыта и 2009 г. не станет исключением - наша продукция будет востребована на российском рынке, т.к. на сегодняшний день Россия ещё не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности в тепличном огурце. Поэтому российские оптовые рынки и сети супермаркетов будут покупать украинский огурец. И культура потребления огурца в России сформирована таким образом, что при равных условиях потребители будут покупать наш огурец, нежели голландский, турецкий, испанский или другой импортный.

- И все же, есть ли выход из сложившейся ситуации и что необходимо предпринимать тепличным комбинатам, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции?

- Первейшая задача - это газо- и теплосбережение, а также электросбережение. Здесь много направлений и для каждого тепличного комбината необходимо искать свои приемлемые пути решения этой проблемы. Но есть и общие для всех. Это такие, как уменьшение теплопотерь непосредственно в теплицах и при транспортировке теплоносителя к теплице. Это и более рациональное использование газа путём применения более совершенных газовых горелок и котлов с более высоким КПД. Изучение альтернативных путей теплоснабжения. Это может быть и альтернативное топливо (мазут, уголь). Есть тепличные комбинаты, которые расположены очень удачно для внедрения "Тепловых насосов". В частности, наш комбинат имеет возможность для внедрения "Теплового насоса", и мы этот вопрос сейчас досконально изучаем и просчитываем капиталовложения. Есть тепличные комбинаты, которые очень разумно и экономически продуманно строились в непосредственной близости от ТЭС, у которых горячая технологическая вода в больших количествах сбрасывается в озёра-охладители. Это комбинат в Эсхаре, Змиевская овощная фабрика и др. Если эту технологическую горячую воду не сбрасывать в озеро, а направлять на обогрев теплиц, предварительно доведя её до необходимой температуры, можно получить ощутимую экономию газа. Точно так же есть решения и по более экономичному использованию электрооборудования. Особенно ламп при выращивании рассады. Все эти направления требуют досконального изучения и, конечно же, определённых значительных начальных капиталовложений, которых у многих комбинатов не достаточно, чтобы самостоятельно решить эти задачи.

- Что вы можете порекомендовать тепличным предприятиям, чтобы выжить в сложившихся условиях?

- Чтобы преодолеть те трудности, которые встали перед тепличными хозяйствами Украины, необходимо грамотно и умело продавать свою продукцию, зарабатывать деньги по максимуму с каждого квадратного метра производственной площади. Тут уже необходимо владеть всей информацией, касающейся эффективной реализации продукции по Украине (и не только, но и России). Необходимо мониторить каждое утро количество произведенной продукции на всех крупных (и не только) комбинатах, их остатки, цену реализации, цену на оптовых рынках по всей Украине, движение товара и его объём по регионам, отслеживать тенденции снижения или роста цен, знать сезонные и специфические всплески подъёма и падения цен и многие другие факторы. А для этого необходимо каждый день тесно общаться друг с другом топ-менеджерам тепличных комбинатов, крупным оптовикам, дистрибьюторам как в Украине, так и в ближнем зарубежье и, особенно, в России, т.к. именно туда отправляется большое количество невостребованного на украинском рынке огурца. Я каждое утро начинаю именно с такого общения, что позволяет мне более правильно понимать, что происходит на рынке огурца в Украине и России.

В целом же, можно сказать, что кризис, который охватил Украину, станет мощным мотивом для поиска эффективного ведения тепличного бизнеса. Сейчас будут пересмотрены многие показатели в затратной части финансовых бюджетов тепличных хозяйств, особенно релевантные и устранимые затраты. Будут активно внедряться энергосберегающие технологии, сводиться к минимуму потери как энергетические, так и финансовые. Кризис заставит задуматься и принять решения. Противоречия между вновь возникшими потребностями тепличных хозяйств и возможностями их удовлетворения станут движущей силой в усовершенствовании производства и управлении комбинатами. Кризис - это всегда стресс и неприятности, но это и движение вперёд. Из кризиса всегда выходят обновлёнными. Я уверен, что тепличные хозяйства также выйдут обновлёнными из кризисной ситуации.

Источник: Агроогляд: овочі та фрукти

Беседовала Татьяна Гетьман

Войти  
Подписка 0


0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас