Перейти к содержанию
ЛиС

  • записей
    205
  • комментариев
    569
  • просмотров
    133 612

Тепличный бизнес выйдет из кризиса обновленным


Алексей Н

1 048 просмотров

Производителям тепличных овощей и фруктов уже известно, что предстоящий сезон в значительной степени будет отличаться от предыдущих. Участники рынка, по крайней мере, морально подготовились ко всевозможным сюрпризам, большинство из которых будут, скорее, неприятными. Помимо снижения общей платежеспособности населения в условиях кризиса, хлопот предприятиям добавило резкое повышение цен на газ, который является одной из основных статей расхода в производстве тепличных овощей.

В конце января некоторые хозяйства уже приступили к уборке первого урожая огурца и практически сразу же столкнулись с определенными трудностями. В связи с этим специалисты плодоовощного направления АПК-Информ предлагают вашему вниманию интервью с одним из самых крупных тепличных хозяйств в Украине - ЗАО ТМ "Змиевская овощная фабрика".

Своим мнением о ближайших и долгосрочных перспективах развития отечественной тепличной отрасли мы попросили поделиться исполнительного директора ЗАО ТМ "ЗОФ" Сергея Лунина.

- Сергей Владимирович, ваше предприятие является крупнейшим производителем овощей закрытого грунта в Украине. Расскажите, пожалуйста, вкратце о своей компании и об основных направлениях ее деятельности.

- Наше предприятие является крупнейшим производителем тепличных огурцов в Украине. В условиях закрытого грунта мы выращиваем огурцы более чем на 28 га. Это более 10000 тонн в год свежих огурцов. Производить продукцию мы начинаем с конца января и заканчиваем в конце октября. Производим мы в первом обороте хорошо знакомый на нашем рынке огурец "Атлет" и во втором обороте огурец "Кураж". На нашем предприятии применяются передовые технологии, которые позволяют собирать высокий урожай. Огурцы, производимые на Змиевской овощной фабрике, хорошо себя зарекомендовали не только на украинском рынке, но и в странах ближнего зарубежья, таких как Россия, Прибалтийские страны, Беларусь.

- Давайте более подробно поговорим о новом сезоне. Очевидно, что одним из наиболее волнующих вопросов в настоящее время является вопрос новых тарифов на газ для всех предприятий Украины. На сколько вырастит цена на газ для украинских тепличников?

- С каждым годом реализовывать продукцию становиться всё труднее. С каждым годом всё больше увеличиваются затраты на производство, что неизбежно приводит к увеличению конечной стоимости продукции. За последние 3-4 года цена реализации огурца в ранневесенний период выросла почти в два раза. И этому в немалой степени способствует удорожание энергоносителей, которое в структуре затрат занимает основное место. Нетрудно представить, сколько приходится потребить газа, чтобы выработать тепло для обогрева в январе и феврале площади в 280600 кв. м. Для образного представления - это площадь примерно 45 футбольных полей. И если в январе 2008 г. мы платили за 1000 куб. м природного газа 1306 грн., то в январе 2009 г. мы платим за 1000 куб. м газа уже не менее 2600 грн. Это стопроцентное удорожание только по одному показателю затрат.

Кроме этого возросла стоимость минеральных удобрений на 71%, средства защиты растений подорожали на 25%. Выросли цены на электроэнергию, вырос фонд оплаты труда примерно на 30%, поднялись проценты по кредитам с 17 до 28%. Очень сильно подорожал субстрат (это кокосовые маты и минераловатные маты, в которых мы выращиваем огурец и которые закупаем в Голландии за евровалюту, курс которой поднялся примерно на 60%). Можно многое перечислять.

- Как, на ваш взгляд, кредитная политика НБУ отразится на развитии тепличного бизнеса? Смог бы доступ к кредитам облегчить проблему повышения тарифов на энергоносители?

- Большинство трудностей можно было бы преодолеть, если бы не кризис банковской системы. С конца декабря банки перестали выдавать кредиты. Срочные депозиты также перестали выдавать. Газ и электроэнергию без предоплаты за следующий месяц газовые и энергокомпании не дают, а своих денег, вырученных от продажи продукции, нет. Суммы обязательных платежей громадные, и без кредитных денег не обойтись. И ко всему этому, банки подняли проценты по кредитам, которые доходят до 28%.

- Угрожает ли сложившаяся ситуация банкротством предприятий? Коснется ли это только мелких хозяйств или крупные тоже могут пострадать?

- Кто в этих условиях выживет, а кто нет - трудно предсказать. Можно сказать одно - 2009 г. будет очень не простой, и я вполне допускаю, что часть тепличных комбинатов могут не выдержать и прекратить своё существование.

- Как столь существенное увеличение затрат на производство отразилось на стоимости продукции?

Из всего выше сказанного понятно, что в этом сезоне мы вынуждены начинать продавать нашу продукцию дороже, чем в прошлом. И многие тепличные комбинаты в конце января первую свою продукцию продавали по 24-25 грн/кг. Это примерно на 20% дороже, чем в аналогичный период прошлого года. Но покупательский спрос в этом году у населения гораздо ниже, чем в прошлом году.

- Основными покупателями тепличных овощей на внутреннем рынке сейчас являются сети супермаркетов. Как изменилась в этом году политика этой категории покупателей?

- Если в прошлом году все супермаркеты ждали появления на рынке украинского тепличного огурца, чтобы перейти на него с турецкого и испанского, то в этом году наш, отечественный огурец берут с большой неохотой, а то и вовсе отказываются, т.к импортный дешевле и потребитель в условиях кризиса, как говориться, "считает каждую копейку".

- И все же, на ваш взгляд, смогут ли в этом году украинские тепличные овощи конкурировать с импортной продукцией на внутреннем рынке?

- В 2009 г. нам придётся бороться не только с финансовым и энергетическим кризисом, но и с зарубежными производителями огурца. К примеру, у турецкого огурца ниже себестоимость, и это благодаря природным факторам и государственным.

Кроме всего прочего в этом году ужесточится конкуренция между украинскими тепличными комбинатами при реализации огурца. Учитывая тот фактор, что в Украине очень много старых теплиц, которым уже по 30 лет и более, и в этих теплицах выращивание огурца наиболее рентабельно, многие комбинаты увеличили площади под огурцом, а некоторые и вовсе перешли исключительно только на выращивание огурца. Это также будет способствовать снижению цены на огурец для конечного потребителя.

- Давайте поговорим о внешней торговле. За последние несколько сезонов украинские тепличники смогли занять достаточно прочные позиции на рынке России. Однако ситуация с потреблением огурца в России на сегодняшний день очень схожа с тем, что происходит в Украине - продукция дорогая и пользуется слабым спросом. Будут ли украинский огурец и томат по-прежнему востребованы российскими покупателями?

- Да, вы правы, Россия наш ключевой рынок сбыта и 2009 г. не станет исключением - наша продукция будет востребована на российском рынке, т.к. на сегодняшний день Россия ещё не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности в тепличном огурце. Поэтому российские оптовые рынки и сети супермаркетов будут покупать украинский огурец. И культура потребления огурца в России сформирована таким образом, что при равных условиях потребители будут покупать наш огурец, нежели голландский, турецкий, испанский или другой импортный.

- И все же, есть ли выход из сложившейся ситуации и что необходимо предпринимать тепличным комбинатам, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции?

- Первейшая задача - это газо- и теплосбережение, а также электросбережение. Здесь много направлений и для каждого тепличного комбината необходимо искать свои приемлемые пути решения этой проблемы. Но есть и общие для всех. Это такие, как уменьшение теплопотерь непосредственно в теплицах и при транспортировке теплоносителя к теплице. Это и более рациональное использование газа путём применения более совершенных газовых горелок и котлов с более высоким КПД. Изучение альтернативных путей теплоснабжения. Это может быть и альтернативное топливо (мазут, уголь). Есть тепличные комбинаты, которые расположены очень удачно для внедрения "Тепловых насосов". В частности, наш комбинат имеет возможность для внедрения "Теплового насоса", и мы этот вопрос сейчас досконально изучаем и просчитываем капиталовложения. Есть тепличные комбинаты, которые очень разумно и экономически продуманно строились в непосредственной близости от ТЭС, у которых горячая технологическая вода в больших количествах сбрасывается в озёра-охладители. Это комбинат в Эсхаре, Змиевская овощная фабрика и др. Если эту технологическую горячую воду не сбрасывать в озеро, а направлять на обогрев теплиц, предварительно доведя её до необходимой температуры, можно получить ощутимую экономию газа. Точно так же есть решения и по более экономичному использованию электрооборудования. Особенно ламп при выращивании рассады. Все эти направления требуют досконального изучения и, конечно же, определённых значительных начальных капиталовложений, которых у многих комбинатов не достаточно, чтобы самостоятельно решить эти задачи.

- Что вы можете порекомендовать тепличным предприятиям, чтобы выжить в сложившихся условиях?

- Чтобы преодолеть те трудности, которые встали перед тепличными хозяйствами Украины, необходимо грамотно и умело продавать свою продукцию, зарабатывать деньги по максимуму с каждого квадратного метра производственной площади. Тут уже необходимо владеть всей информацией, касающейся эффективной реализации продукции по Украине (и не только, но и России). Необходимо мониторить каждое утро количество произведенной продукции на всех крупных (и не только) комбинатах, их остатки, цену реализации, цену на оптовых рынках по всей Украине, движение товара и его объём по регионам, отслеживать тенденции снижения или роста цен, знать сезонные и специфические всплески подъёма и падения цен и многие другие факторы. А для этого необходимо каждый день тесно общаться друг с другом топ-менеджерам тепличных комбинатов, крупным оптовикам, дистрибьюторам как в Украине, так и в ближнем зарубежье и, особенно, в России, т.к. именно туда отправляется большое количество невостребованного на украинском рынке огурца. Я каждое утро начинаю именно с такого общения, что позволяет мне более правильно понимать, что происходит на рынке огурца в Украине и России.

В целом же, можно сказать, что кризис, который охватил Украину, станет мощным мотивом для поиска эффективного ведения тепличного бизнеса. Сейчас будут пересмотрены многие показатели в затратной части финансовых бюджетов тепличных хозяйств, особенно релевантные и устранимые затраты. Будут активно внедряться энергосберегающие технологии, сводиться к минимуму потери как энергетические, так и финансовые. Кризис заставит задуматься и принять решения. Противоречия между вновь возникшими потребностями тепличных хозяйств и возможностями их удовлетворения станут движущей силой в усовершенствовании производства и управлении комбинатами. Кризис - это всегда стресс и неприятности, но это и движение вперёд. Из кризиса всегда выходят обновлёнными. Я уверен, что тепличные хозяйства также выйдут обновлёнными из кризисной ситуации.

Источник: Агроогляд: овочі та фрукти

Беседовала Татьяна Гетьман

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Дальнейшее пребывание на сайте означает согласие с их применением.