Войти  
Подписка 0
Гость admin

В ожидании тепличных условий

Оцените эту тему

1 сообщение в этой теме

«В ожидании тепличных условий»

«Эксперт»

Отрасль защищенного грунта постепенно начинает выходить из кризиса. Правительство планирует открыть льготное финансирование, а инвесторы спешат застолбить участки. "Тепличная отрасль в нашем сельском хозяйстве всегда была наиболее престижной: там были самые высокие зарплаты, самые образованные сотрудники, попасть на работу в теплицы считалось большой удачей", - с грустью вспоминает былые времена Виктор Семенов, председатель совета директоров группы компаний "Белая дача" и президент ассоциации "Теплицы России".

От прежнего великолепия не осталось и следа. Сегодня отрасль закрытого грунта в упадке, материально-техническая и научная база подавляющего большинства существующих тепличных предприятий отстала на 25-30 лет. Общие площади теплиц в стране сократились почти в два раза по сравнению с 1990 г. и насчитывают сегодня около 2 тыс. га. Для сравнения - в Польше площадь тепличных хозяйств составляет 6,3 тыс. га, в Голландии - 10 тыс., в Турции - 41 тыс., а в Китае - 1,7 млн га (правда, включая пленочные, но в России и учет пленочных теплиц не изменил бы картины, добавив, по оценкам, не более 100 га).

Как и в советские времена, отрасль защищенного грунта и сегодня стоит в сельском хозяйстве особняком. В этой сфере нет страхования урожая, нет лизинга на тепличное оборудование, отрасль не включена в систему кредитования сельского хозяйства. У действующих теплиц износ основных фондов достиг 80%, старые технологии требуют повышенных затрат на отопление и освещение. Доля энергоресурсов в себестоимости за последние пятнадцать лет выросла на 50-60%, что приводит к снижению рентабельности, которая сегодня составляет в среднем 10-15% (рентабельность современных теплиц выше почти вдвое). Инвестиции в модернизацию и новые тепличные проекты со сроком окупаемости семь-восемь лет могут себе позволить лишь немногие хозяйства.

Тепличное производство между тем нам необходимо: большую часть года обеспечивать население свежими овощами можно, только используя закрытый грунт. Импортируемые тепличные овощи из-за расходов на логистику дороже российских, поэтому отечественная продукция всегда будет пользоваться устойчивым спросом. Проекты, выполненные с использованием современных технологий, сулят стабильную прибыль, а если сочетать выращивание овощей с разведением цветов (где рентабельность выше в два с лишним раза), то можно получить очень привлекательный бизнес.

Для того чтобы простимулировать инвестиции в тепличное хозяйство, ассоциация "Теплицы России" представила программу развития отрасли до 2009 г., в рамках которой планируется построить 300 га теплиц. "Мы предложили включить эту программу в национальный проект по развитию сельского хозяйства, - говорит Наталья Рогова, генеральный директор ассоциации, - с финансированием по схеме, аналогичной животноводству, то есть субсидирование двух третей процентной ставки по кредитам".

Такие льготные кредиты сократят срок окупаемости проектов и привлекут в отрасль новых инвесторов, считает В. Семенов. Программа уже одобрена Министерством сельского хозяйства, сейчас ее обсуждает рабочая группа других ведомств. Объем финансирования, необходимый для строительства 300 га теплиц, можно легко подсчитать, зная, что на строительство одного га нужен примерно миллион евро. Цифры большие, но не запредельные: на строительство и модернизацию животноводческих комплексов в рамках нацпроекта сельхозпроизводители уже привлекли кредитов на 105 млрд рублей (примерно 3 млрд евро).

Несмотря на то что пока программа развития отрасли защищенного грунта не поддержана правительством, уже наметились положительные сдвиги. В последние 2-3 года впервые за весь постсоветский период площади теплиц перестали сокращаться и даже начали расти. "За это время было построено около 50 га новых теплиц, - говорит Н. Рогова, - в основном расширяли и реконструировали свои площади существующие комбинаты в Подмосковье, Казани, Саранске, но были и совершенно новые проекты.

Так, в прошлом году в Волгограде был запущен тепличный комплекс "Заря" проектной мощностью 12 га". О расширении тепличного производства свидетельствуют и планы компаний на следующий год. Так, фирма "Агроинжстрой" (входит в группу РОЭЛ), занимающаяся проектированием и строительством тепличных хозяйств, а также их управлением, объявила о запуске шести проектов общей площадью 100 га (начнут работать частично уже в будущем году, частично - в 2008 г.). В основном проекты запускаются в Краснодарском крае, но есть объекты и в Томске, и в Курской области. "Такое оживление в отрасли связано с тем, что сейчас очень хороший момент для вхождения в бизнес, - считает Александр Кущ, представитель компании "Цветы Юга" (Краснодарский край), которая также рассматривает возможность строительства собственной теплицы. - Конкуренции почти никакой, покупательская способность населения растет. Если упустить момент, пока отрасль на спаде, то можно опоздать: когда начнется подъем - найти свободную нишу будет гораздо сложнее".

Среди инвесторов тепличных проектов много финансовых структур, которые ищут новые ниши для вложения средств, стремясь застолбить участки на плохо развитом, но перспективном рынке. Кроме того, созревает инфраструктура: появились компании, которые могут предложить инвестору разработку технического проекта строительства теплицы, монтажные работы и даже управление дальнейшей операционной деятельностью.

Большая часть запускаемых сегодня новых проектов ориентирована на производство цветов (сейчас цветы производят лишь на 1,5% всех тепличных площадей). Выбор не случаен. Как уже говорилось, этот бизнес высокодоходен: выращивание, например, роз может давать 40-50%-тную рентабельность, хризантем - еще больше.

"В овощах эти цифры, конечно, скромнее - по расчетам специалистов, это будет от 15% до 30% в зависимости от региона, где строится теплица, от используемых источников тепла (в том числе это термальные воды и "сбросное" тепло от ТЭЦ и ГРЭС) и, конечно, от того, кто развивает бизнес, формирует каналы сбыта, управляет процессом. Эти же факторы могут влиять и на прибыльность цветочных проектов, но в них рентабельность никогда не опустится ниже 40%", - говорит Владислава Беликова, заместитель генерального директора компании "Агроинжстрой".

Цветочный рынок - очень привлекательный, его емкость в России сегодня составляет около $1,5 млрд, а если включить серый импорт, то и до 2 млрд (на Москву приходится почти полмиллиарда). При этом 90% всего рынка - это импорт. По данным 2004 года, 70% цветов поступают с голландских аукционов. Впрочем, сейчас доля Голландии стала падать - производители из Дании, Италии, других европейских стран все чаще соглашаются работать с российским рынком напрямую. Это снижает затраты импортеров (комиссия посредников на голландских аукционах составляет 12%) или позволяет за те же деньги покупать более качественный товар. Около 20% цветов импортируется из Израиля, хотя почти весь этот объем выращен в странах Латинской Америки, в основном в Эквадоре и Колумбии. Динамика цветочного рынка впечатляет: последние три года он растет процентов на сорок в год. Но весь этот рост приходится на импорт.

Впрочем, совсем скоро пропорция "импорт-внутреннее производство" начнет меняться, считают специалисты "Агроинжстроя": оптовые компании должны оценить преимущества внутреннего продукта - более удобная логистика и исключение из цепочки таможни. Эти предположения уже подтверждаются реальными примерами. Рассказывает Александр Кущ ("Цветы Юга"): "Наша компания занимается импортом цветов с 1998 года, сначала нашим профилем были свежие срезанные цветы ("срез"), но в последние годы от этого направления импорта практически отказались, оставив горшечные цветы и посадочный материал. Сегодня на "срезе" работают лишь несколько московских фирм, использующих серую таможенную очистку. Официальное прохождение через таможню - очень сложный процесс: там запутанная система начисления пошлины, которая зависит и от длины стебля, и от веса, и от сорта, сложность схемы позволяет манипулировать размерами платежей, в итоге они растут каждые полгода. К тому же есть постоянные риски того, что санитарный надзор "закроет" страну в связи с появлением какого-нибудь вредителя или болезни. Эти факторы делают бизнес очень нестабильным, нам удобнее работать с внутренним производителем. Сейчас мы покупаем "срез" у тепличного комплекса "Сельхозпроминвест", но рынок растет, и мы будем строить собственные теплицы".

Расширить рынок можно за счет снижения розничной цены, что легко позволяет сделать себестоимость производства цветов в России. Так, по проекту, разработанному для Краснодарского края, где можно использовать термальные воды, себестоимость производства одной розы составляет 6 рублей, с учетом всех платежей по кредитам - 9, а с прибылью производителя - 12,6 рубля; розничная цена, с учетом всех наценок, могла бы составить здесь около 40 рублей (против сегодняшних 50-70 рублей за розу).

Для сравнения: средняя стоимость цветов на голландском аукционе сегодня составляет 25-40 евроцентов (8,5-13,6 рубля), к этому нужно приплюсовать 12?процентную комиссию посредника, имеющего право делать покупки на этом аукционе, и расходы на транспортировку плюс таможенную очистку, которые участники рынка оценивают в 30-40%. Без учета прибыли оптовика и розничной наценки цветок на входе в Россию стоит уже от 14 до 20 рублей; то есть на 10-60% дороже того, который можно вырастить в Краснодаре. При этом оптовик, закупающий отечественные цветы, выигрывает в свежести продукта от трех до пяти дней, что в итоге увеличивает срок его реализации. "Три года назад московские оптовики очень сдержанно относились к поставщикам из России, - вспоминает Владислава Беликова, - поскольку считали их ненадежными, но все новые тепличные проекты используют самые передовые технологии содержания и выращивания продукта, лучший посадочный материал, предусмотрены системы альтернативного снабжения энергией, поэтому надежность такого производства ничем не уступает зарубежному".

Сегодня выращивание цветов выгодно даже при наличии серого импорта. "Если же навести порядок на таможне и перекрыть все серые схемы ввоза, то оптовикам будет абсолютно ясно, где выгоднее закупать продукт, и выращивание цветов в России станет суперпривлекательным бизнесом", - считает Виктор Семенов.

Несколько сложнее обстоят дела в овощном секторе тепличного бизнеса. Рентабельность там поменьше, зато продажи стабильнее. Потенциал сегмента тепличных овощей весьма велик. По итогам прошлого года валовой сбор в тепличных хозяйствах составил 700 тыс. тонн, что составляет всего 5% от общего объема производства овощей (для сравнения: в открытом грунте - на полях и личных огородах - было собрано 14,6 млн тонн овощей). Общая емкость рынка овощной продукции защищенного грунта, по оценкам экспертов, составляет 1,2 млн тонн. "Сегодня 40 процентов потребностей рынка покрывается за счет импорта, но у российских овощей есть два главных преимущества - свежесть и экологичность", - считает Виктор Семенов. Местные овощи попадают в магазины либо в день сбора, либо на следующий день (если приходится везти из соседнего региона), импортные же - не раньше чем через неделю. "Кроме того, за рубежом при выращивании овощей используется так много химических удобрений и средств защиты, что ценность этого овоща весьма сомнительна, - говорит Евгений Сидоров, директор тепличного комбината "Московский". - В России же действуют очень строгие санитарные правила, и местные производители химикатами не злоупотребляют". Например, в одном из крупнейших российских предприятий - агрокомбинате "Московский" - в качестве средств защиты используют дорогостоящие биологические методы защиты растений (например, разведение насекомых, которые поедают вредителей). Это удорожает себестоимость, но зато у овощей и салатов остается натуральный вкус.

На то, чтобы в стране активно начали строить не только цветочные, но и овощные теплицы, и направлено льготное кредитование ассоциации "Теплицы России". Пока же новые проекты в этом направлении единичны. Так, в Республике Адыгея планируется построить тепличный комплекс площадью 12 га, основным инвестором выступил кабинет министров республики. Данный проект скорее социальный: оптовые поставщики обходят регионы, подобные Адыгее, стороной, поскольку там нет крупных городов, в итоге зимой-весной свежих овощей в таких районах просто нет.

Еще один проект - тепличный комплекс по производству овощей, ягод и салатов площадью 5 га - появится в следующем году в Томске. Эту теплицу строит один из местных сетевых ритейлеров. Осуществление подобного проекта при наличии собственной системы гарантированного сбыта достаточно выгодно, ведь налаживание каналов сбыта - одна из самых серьезных проблем для тепличных предприятий. Если ориентироваться на продажу продукта в розничные сети, то нужно быть готовым к постоянному ценовому давлению со стороны розницы, о чем говорят сегодня ведущие игроки рынка - и комбинат "Московский", и "Белая дача".

Еще одна проблема - дороговизна земли вокруг крупных городов, где считается целесообразным строить тепличные комбинаты. Возможно, стоит пересмотреть стратегию концентрации теплиц вокруг городов (как это было в советское время) и строить такие комбинаты в южных регионах страны. Правда, в этом случае необходимо озаботиться созданием логистического комплекса (транспорт, склады, овощебазы), позволяющего быстро доставлять готовую продукцию в разные регионы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас
Войти  
Подписка 0

Пользовательский поиск