Войти  
Подписка 0
Гость admin

Тепличные овощи: спрос и предложение в России

Оцените эту тему

1 сообщение в этой теме

Тепличные овощи в России
Потребительский рынок еще далек от насыщения

Тамара Решетникова,
Генеральный директор «Технологии Роста»

В нынешнем тысячелетии жители России готовы выделять на свежие овощи и зелень гораздо большую часть своего бюджета, чем 10 – 15 лет тому назад. Мода на «здоровое питание», рекомендации диетологов, близкое знакомство с «прозападной» цивилизацией культуры потребления пищи, заставляют наших сограждан увеличивать долю овощей в ежедневном меню.

В то же время, особенности российского климата не позволяют круглогодичное овощное производство в открытом грунте. Длительному хранению в свежем виде подлежат далеко не все овощи из традиционного меню россиян. Даже в наиболее благоприятном для овощеводства южном регионе РФ, овощи «с грядки» можно получать в течение максимум 4х – 5ти месяцев в году. В остальных районах период свежих овощей сужается до 2 - 3х месяцев.

SeasonDinamycVegetables.47B56810D78B482D

Таким образом, 8 - 10 месяцев в году население России нуждается в продукции защищенного грунта. К сожалению, типичный житель России в среднем употребляет почти в 2 раза меньше рекомендованных Институтом питания РАН годовых норм свежих овощей. Причем если в теплое время года потребности удовлетворяются овощами, выращенными в открытом грунте, то 8-9 месяцев в году большинству россиян катастрофически не хватает «живых витаминов».

Основными причинами низкого уровня потребления несезонных овощей россиянами, как показали опросы, проведенные «Технологии Роста», являются:

слишком высокие цены,

сомнительное происхождение импортных овощей,

дефицит свежей продукции достойного качества в розничной торговле.

Среднероссийский показатель потребления тепличных овощей отечественного производства едва достигает 4 кг на человека в год. Импортные поставки томатов, огурцов, баклажанов, сладкого перца, зелени и других несезонных овощей добавляют еще 7 кг к столу каждому россиянину. При этом потребление тепличных овощей и зелени в России (как импортных, так и отечественного производства) существенным образом различается между регионами.

Государственная статистика РФ не ведет учет объемов реального потребления тепличных культур конечными потребителями. Аналитики «Технологии Роста», учитывая влияние комплекса региональных факторов и структуру логистики свежих овощей по регионам РФ, пользуясь экспертными методиками расчетов, пришли к выводу, что максимальный объем потребления тепличных культур характерен для жителей Центрального и Северо-Западного регионов России. За год они употребляют в среднем около 16 кг тепличной продукции на человека. Этот показатель в 1,5 – 3 раза выше душевого потребления в других Федеральных округах РФ.

Предложения местных тепличных хозяйств в основном пользуются приоритетным спросом у населения. Как показывают опросы, жители обычно больше доверяют своим производителям, чем импортным продуктам. По этой причине, на состав «овощной корзины» самое непосредственное влияние оказывает специализация ближайшего тепличного комбината.

Тепличный бизнес в России в настоящее время переживает далеко не лучшие времена. В СССР площадь защищенного грунта под стеклом и пленкой была в 3 раза больше, чем сейчас.

Во времена перестройки значительная часть промышленных теплиц пришла в упадок, более половины тепличных конструкций были разобраны или просто заброшены. Прекращение привычных дотаций, разрыв межрегиональных связей, гиперинфляция, падение уровня жизни населения, а затем резкий рост цен на энергоносители привели к экономической нецелесообразности деятельности многих тепличных комбинатов.

На начало 2012 года общая площадь работающего закрытого грунта в стране составляет менее 2,0 тыс. га. Учитывая преобладание на территории России тепличных построек, возведенных в 80-х и даже в 70-х годах прошлого столетия, очевидным становится факт неизбежного и массового вывода закрытого грунта из эксплуатации в течение ближайших 5 – 7 лет.

Вывод из эксплуатации старых тепличных сооружений едва компенсируется строительством новых промышленных теплиц. Московский регион, где концентрация тепличных комбинатов прежде была максимальной, с начала 2000-х годов ежегодно теряет по 20 – 25 га. Особенно этот процесс стал заметен после демонтажа овощных теплиц «Белой Дачи» в 2005 – 2007 гг.

Виктор Сёмкин, генеральный директор одного из самых известных и успешных в отрасли Агрохолдинга «Московский», в интервью «Технологии Роста» сообщил, что площади закрытого грунта в этом хозяйстве ежегодно сокращаются на 10 га за счет вывода из эксплуатации старых теплиц. «Московский» за последние 2 года не делал никаких существенных инвестиций в свое развитие. Виной тому снижение рентабельности производства почти в 3 раза. Полученных средств недостаточно, чтобы заниматься серьезным развитием предприятия.

Несмотря на растущий платежеспособный спрос на несезонные свежие овощи и зелень, объемы их выращивания в закрытом грунте являются величиной непостоянной и, отнюдь, не имеющей положительной динамики роста.

В течение последних 3-х лет, с 2009 по 2011 гг., промышленные теплицы России смогли вырастить и реализовать всего 560 - 570 тысяч тонн овощей и зелени.

Анализ динамики объемов производства тепличной продукции по субъектам Центрального Федерального округа в 2011 году показал, что многие области ЦФО сократили свое производство по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

ValVegetables_2005_2011.47B56810D78B482D

Импортные поставки свежих овощей компенсируют дефицит отечественного тепличного производства. Доля импорта свежих овощей и зелени, имеющих короткий срок хранения, в межсезонье (период с ноября по середину июня) достигает 70 – 90% в зависимости от региона и вида овоща или зелени.

Доля импортных томатов достигает 40%, практически все поставки томатов из-за рубежа приходятся на период межсезонья. 95% свежих помидоров, которые мы видим на российских прилавках с ноября по май, выращены в турецких, китайских, а в лучшем случае, в испанских или израильских теплицах. Импорт огурцов в Россию традиционно ниже томатов, что связано с большим распространением культуры огурца в российских теплицах в целом, и светокультуры огурца, в частности.

По данным ФТС, в 2010 году Россией было закуплено у иностранных поставщиков и производителей около 3 млн. тонн свежих овощей, за первые 9 месяцев 2011 года, - 3,4 млн. тонн. На лавинообразный рост импорта повлияла прошлогодняя засуха, снизившая урожайность овощных культур в среднем по стране почти в 2 раза.

Основными поставщиками томатов стали Турция, Китай, Узбекистан, Израиль. Основными поставщиками огурцов в 2011 году стали Иран, Турция, Китай, Украина.

Из Китая в Россию только по официальным каналам было импортировано 26 тысяч тонн огурцов. Однако, по свидетельству экспертов рынка, реальные поставки китайских огурцов были как минимум в 4-5 раз больше. Часть продукции была провезена по другим кодам, другая часть импортирована через Турцию и Испанию.

Томатный импорт на 40% представлен продукцией из Турции. Такое засилье турецких помидоров объясняется просто: их цены продаж после перевалки через российскую таможню остаются самыми низкими по сравнению с любой другой страной-импортером. Правда, качество турецких томатов также является самым низким на российском рынке. Турция импортировала нам в 2010 году более 300 тысяч тонн томатов.

Российский рынок является одним из самых привлекательных для импортеров свежих овощей, как по объему, так и по ценам реализации продукции в холодное время года.

В целом, потребительский спрос в России на тепличную овощную продукцию имеет стабильную положительную динамику.

Виктор Сёмкин, генеральный директор ОАО АХ «Московский» подтверждает, что спрос на свежую овощную продукцию комбината стабилен. Сказывается 43-х летняя история торговой марки. «Московский» ассоциируется с качеством, поэтому его овощи и зелень берут с удовольствием, и проблем со сбытом не возникает. Спрос на зелень и салаты «Московского» растет на 10-12% ежегодно. Культура потребления зеленных культур у населения увеличивается, многие задумываются о сбалансированном здоровом питании.

Генеральный директор тепличного комбината ЗАО «Матвеевское» Валентина Козленкова говорит, что для отечественной тепличной продукции критичным является ценовой фактор. В холодное время года производство овощей здесь убыточно, так как производственные затраты на обогрев теплиц и освещение слишком велики. Себестоимость овощей получается в 2 раза выше той цены, за которую их можно продать.

Качество овощей от «Матвеевского» подтверждено дипломами и сертификатами, и к нему у потребителей нареканий никаких нет. А вот цены не могут конкурировать с дешевым импортом, который гораздо легче пристроить в любой магазин. Так как поток импорта овощей в Россию ежегодно растет, то продавать свои овощи становится все труднее.

Руководитель отдела инвестиционного проектирования ЗАО «Агримодерн» Мария Лусточкина подчеркивает, что при осуществлении грамотной маркетинговой стратегии конкурирование отечественной тепличной продукции с импортной вполне возможно. Россияне больше склонны доверять известной им отечественной овощной продукции. Но в любом случае, необходимо вмешательство со стороны государства: ограничение импорта, тщательная проверка качества ввозимых овощей и другие меры.

На необходимость государственного протекционизма овощеводства в защищенном грунте указывает и генеральный директор НПФ «Фито»(отечественный производитель систем орошения и другого оборудования для теплиц) Игорь Соколов. По его словам, российская тепличная продукция обязательно будет конкурентной, если наше государство будет целенаправленно поддерживать тепличную отрасль, как это происходит во всем цивилизованном мире.

По мнению генерального директора ОАО «Агроинвестпроект» Светланы Тишковец, для тепличных комплексов жизненно важно принятие особых условий поставки электроэнергии, тепла и расчетов за их использование. Реальной поддержкой овощеводства стало бы усиление контроля государством за качеством импортной овощной продукции (особенно из Турции, Китая, Ирана), и овощами, производимыми мигрантами из стран ближнего и дальнего Зарубежья. С этой точки зрения, вступление России в ВТО является, безусловно, важным фактором риска для российских овощеводов.

Алексей Куренин, ведущий консультант компании Grodan в России (мировой лидер производства минераловатных субстратов для теплиц), считает, что полностью заместить импорт свежих овощей в России не представляется возможным. Особенно, томатов, перца, баклажанов. У этих культур более долгий период выращивания, они требуют значительных затрат на электродосвечивание в темное время года, поэтому в наших условиях, скорее всего, в декабре – феврале, основная часть этих овощей будет импортом. Огурцы, напротив, могут и здесь выращиваться круглогодично. В российских теплицах есть достаточно примеров успешного и коммерчески оправданного выращивания огурцов на светокультуре. Свежесть огурцов всегда является важным конкурентным преимуществом местных теплиц.

Алексей Куренин отмечает, что у отечественных теплиц есть определенные преимущества не только перед импортной продукцией, но и перед продукцией открытого грунта. Например, содержание пестицидов. В российских теплицах до июля месяца используют только био методы защиты, что характерно только для очень ограниченного числа зарубежных производителей овощей.

В любом случае, популяризация здорового питания, открытость границ, способствующая внедрению «прозападных» бытовых привычек, доступность информации о полезности свежих овощей, на фоне повышения благосостояния населения ведут к стабильному росту спроса на тепличные овощи и зелень в России в холодное время года.

Статья подготовлена на основе серии комплексных маркетинговых исследований отрасли защищенного грунта и тепличного овощеводства в России, проведенных компанией "Технологии Роста" в 2007 - 2012 гг.
В статье использованы фрагменты интервью ведущих экспертов тепличной отрасли России. Полная версия интервью экспертов может быть получена по специальному запросу

Справка о компании:

Консалтинговая компания «Технологии Роста» уже более 5 лет занимается исследованиями российского рынка промышленных теплиц и растениеводства в защищенном грунте.

В рабочем архиве «Технологии Роста» десятки отчетов по результатам инициативных и заказных исследований различных направлений и секторов тепличной отрасли. Cреди них такие как:

«Тепличный бизнес на юге России»,

«Овощеводство защищенного грунта в ЦФО РФ»,

«Рынок садовой земляники России в открытом грунте и в теплицах»,

«Отечественный рынок томатов и огурцов закрытого грунта»,

«Баклажаны, сладкий перец, пряная зелень и салаты защищенного грунта РФ»,

«Новые тепличные проекты России»,

«Украинские промышленные теплицы»,

«Белорусские промышленные теплицы»,

«Тепличный бизнес в России. Состояние и риски»,

«Поставщики и партнеры промышленных и фермерских теплиц», и другие.

По материалам исследований готовятся публикации в деловых, отраслевых и общественно-политических СМИ.
Подробную информацию об исследованиях можно узнать на сайте www.t-rost.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас
Войти  
Подписка 0

Пользовательский поиск