Перейти к содержанию
ЛиС

Рекомендуемые сообщения

  • Редактор
40% продукции из теплиц будет поставляться в Россию

7c8cb47fbaf0bda35239d6d354e64652.jpg

«Эко-культура» намерена создать в Узбекистане крупнейшее производство томатов, сообщил президент компании Александр Рудаков. Площадь теплиц составит 314 га, они обойдутся в $472 млн (около 31 млрд руб. по текущему курсу).

Договоренность о реализации проекта была достигнута на Первом российско-узбекском форуме межрегионального сотрудничества, прошедшем 18-19 октября в Ташкенте, подтверждается на сайте Минэкономики Узбекистана. В сообщении говорится о создании агрокомплекса по выращиванию, хранению, переработке и упаковке сельскохозяйственной продукции годовой мощностью 65,7 тыс. т. По словам Рудакова, часть земель куплена, часть арендована, идет согласование проекта, а также ведутся переговоры с банками России и Узбекистана.

Еще $92 млн «Эко-культура» намерена потратить на закладку 1 тыс. га садов, где будет выращивать черешню, абрикосы, сливу, персики, рассказал Рудаков. Также «Эко-культура» планирует построить хранилища, завод сублимированной сушки и завод глубокой заморозки. Рудаков отметил, что в Узбекистане хороший инвестиционный климат: большая господдержка, минимум бюрократии, долгосрочные налоговые льготы для инвесторов, а также хорошие погодные условия и дешевый труд. Себестоимость продукции, по оценке компании, будет примерно на 10% ниже, чем в России. 40% продукции пойдет в Россию, 60% — в Китай, Южную Корею и Японию, на Ближний Восток и в Европу.

Оправданность инвестиций в сумме почти $500 млн может вызывать вопросы, комментирует руководитель проектов практики АПК «НЭО Центра» Максим Никиточкин. Однако «Эко-культура» планирует инвестировать поэтапно: бюджет первой очереди — 90 га пленочных теплиц четвертого поколения — составит около 7,5 млрд руб., знает он. «То есть удельные вложения планируются в три раза ниже, чем в «стандартные» стеклянные теплицы в России, что ведет к более низкой себестоимости продукции. С учетом отмены компенсации капзатрат по тепличным проектам в России реализация данного проекта в Узбекистане выглядит логичной», — оценивает Никиточкин.

Он также отметил, что реализовывать произведенные томаты планируется в России, а не в Узбекистане, где «Эко-культуре» пришлось бы конкурировать с китайскими производителями. «И к этому есть существенные предпосылки в виде значительного дефицита тепличных томатов в Сибирском федеральном округе — около 86 тыс. т в год», — напомнил эксперт. В то же время риском для подобного проекта Никиточкин считает экономико-политический вопрос. Так, предыдущие власти Узбекистана под руководством Ислама Каримова нередко национализировали активы иностранного бизнеса на своей территории. «Однако за последние шесть лет Узбекистан сделал гигантский прыжок в рейтинге Doing Business, переместившись со 166-го места на 74-е, что, несомненно, снижает риски инвестиций в данную страну», — признает Никиточкин.

По итогам 2017 года Узбекистан поставил в Россию 50,8 тыс. т овощей на $34,5 млн, следует из данных ФТС. В том числе ввоз томатов составил 8 тыс. т — 1,4% всего российского импорта. Фруктов и орехов из Узбекистана было закуплено 102 тыс. т стоимостью $77,5 млн, основной объем пришелся на виноград (39,6 тыс. т), персики (13,8 тыс. т), вишню и черешню (6,2 тыс. т).

ООО «АПХ Эко-культура» создан в 2015 году, принадлежит в равных долях предпринимателям Александру Рудакову, Андрею Петренко, Ирине Ашиновой и ООО «Т9», следует из данных kartoteka.ru. У агрохолдинга есть тепличные комплексы общей площадью 145 га в Ставропольском крае, Липецкой и Ленинградской областях, продукция реализуется под торговыми марками «Эко-культура» и «С чистого листа». К 2023 году площади теплиц планируется довести до 582 га, вложив 120 млрд руб.

Ранее в октябре «Эко-культура объявила еще о целом ряде проектов. Так, вице-президент по стратегии и маркетингу компании Сергей Фоменков рассказывал, что холдинг намерен вложить 5,6 млрд руб. в садоводство в Ставропольском крае. Газета «Коммерсантъ» сообщала о планах компании инвестировать €100 млн в производство кондитерских изделий, которые будет экспортировать в Китай и другие страны Азии. А «Интерфаксу» Рудаков говорил, что «Эко-культура» планирует также производить овощи в Казахстане и Китае.

Изменено пользователем Редактор
Ссылка на комментарий
  • 2 года спустя...
  • Редактор

«ЭКО-культура» начала строить тепличный комплекс в Узбекистане

Инвестиции на первом этапе составили 2 млрд рублей

597d6d7ec405fd4c13e6945fbf64a639.jpeg
Компания планирует поставлять томаты в Россию, страны Персидского залива и Азии
Т. Кулистикова

Агрохолдинг «ЭКО-культура» начал строительство тепличного комплекса площадью 150 га в Узбекистане. Первая очередь проекта в 12,8 га и плановым объемом производства в 6 тыс. т должна быть сдана в июле 2021 года, также сейчас возводится оптово-распределительный центр на 10 тыс. кв. м. Инвестиции в проект на первом этапе превысили 2 млрд руб. Такое увеличение производственных площадей позволит агрохолдингу обеспечить свежими овощами не только жителей России, но и выйти на рынки стран Персидского залива и Азии, сообщает пресс-служба компании.

Завершить работы «ЭКО-культура» планирует в 2024 году, к этому времени на комплексе будут выращивать более 80 тыс. т томатов в год. Как отмечается в сообщении компании, удачное расположение нового комбината, высокая средняя температура и длинный световой день позволяют использовать для производства овощей теплицы пленочного типа. «Одним из важнейших критериев выбора Узбекистана для строительства новых производств стали климатические условия: обилие солнечного света, низкие операционные затраты — все это дает возможность существенно снизить издержки на производство продукции высокого качества», — говорит президент «ЭКО-культуры» Александр Рудаков.

Как рассказал представитель холдинга, при выращивании овощей в республике придется столкнуться с двумя основными проблемами: отсутствием квалифицированных кадров и слаборазвитой инфраструктурой. «Однако в Узбекистане очень много трудовых ресурсов и основной производственный персонал — это огромный плюс данного проекта — люди трудолюбивые и дорожат своей работой», — считает компания. Но высокотехнологичное производство требует высококвалифицированных сотрудников технических специальностей. К сожалению, на местном рынке таких кадров нет, поскольку долгое время в стране не было подобных производств и не проводилось обучение специалистов в этой области. Поэтому потребуется дополнительное обучение персонала.

«В регионе слабо развита инженерная инфраструктура, не налажено сообщение, — продолжает представитель агрохолдинга. — Есть хорошие земли, но к ним нет дорог, не подведены электричество и газ. Нет автопарков, нет возможности приобрести комплектующие и необходимые инструменты. Большую часть этих вопросов нам нужно будет решать собственными силами».

Узбекистан — инвестиционно привлекательная страна для развития тепличного овощеводства, уверена гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Во-первых, климат здесь позволяет собирать урожай девять-десять месяцев в году без использования досвечивания, что позволит снизить себестоимость продукции почти в два раза. «Однако летом там нужно думать о том, как снизить температуру, а это, кстати, не так просто и дешево <...>. Но по сравнению с производством в России все равно будет намного дешевле», — добавляет Решетникова. Также среди плюсов работы в Узбекистане она называет лояльную систему налогообложения, субсидии для местных производителей, в том числе по электроэнергии и газу.

Руководитель Плодоовощного союза Михаил Глушков среди основных плюсов производства овощей защищенного грунта в Узбекистане тоже отмечает, во-первых, благоприятную световую зону, во-вторых, относительно недорогую рабочую силу. Но есть и отрицательный фактор: теплицы нужно охлаждать, особенно летом, что несет дополнительные расходы. «Перевозить продукцию оттуда в Россию несложно. Мы и так видим, что много импорта к нам идет из Азербайджана, Узбекистана. То есть эти страны СНГ по логистическому плечу вполне проходят», — прокомментировал Глушков.

«Эко-культура» анонсировала проект строительства тепличного комплекса в Узбекистане в 2018 году. Тогда сообщалось, что площадь теплиц составит 314 га, инвестиции в проект должны были составить $472 млн. Первую очередь в 90 га планировалось сдать в августе 2019 года, вторую и третью — в 2020-м. За прошедшие 2,5 года «Эко-культура» значительно расширила производственные мощности в России, говорит представитель компании. Много новых проектов в стадии строительства и раскрытия финансирования. «Пока мы говорим о планах строительства в Узбекистане до 2024 года, возможно, в дальнейшем холдинг расширит площади этого тепличного комплекса», — добавляет он.

Экспортировать продукцию «ЭКО-культуры» из Узбекистана в третьи страны тоже можно, но компании придется столкнуться с конкурентами в лице Турции, Азербайджана и Узбекистана. По мнению Глушкова, речь может идти о поставках премиальных томатов и «чего-то такого, чем потребителей на внешних рынках можно удивить». 

Узбекские томаты — это безусловный бренд. Качественный, экологически чистый и очень вкусный продукт, рассказывает представитель холдинга. И этот бренд в странах Ближнего Востока очень популярный и растущий, пользуется большим спросом. «Мы планируем поставлять на рынки этих стран томаты премиальных сортов: коктейльные, черри и розовые сладкие сорта», — добавляет он.

При этом конкурентная ситуация на рынке стран Персидского залива примерно такая же, как на российском, оценивает компания. «ЭКО-культура» известна своими высокими требованиями к качеству выпускаемой продукции, по органолептике томаты холдинга не уступают продукции конкурентов, а по части параметров даже превосходят их, говорит представитель компании. «Благодаря этому продукция легко выдерживает конкуренцию с этими игроками», — добавляет он.

Экспортный потенциал у нового проекта «ЭКО-культуры» в Узбекистане есть, соглашается Решетникова. Во-первых, продукцию можно поставлять в Россию, во-вторых, в ОАЭ, где своих земель, пригодных для выращивания овощей, почти нет, а платежеспособный спрос и интерес — есть.

«Что касается конкуренции с Турцией, в этой стране зимних теплиц очень мало. Это, конечно, влияет на себестоимость, но ограничивает объем производства, — продолжает Решетникова. — Так что конкурировать можно по сезону. В Узбекистане даже в естественных условиях он будет продолжительнее, а если использовать современные теплицы с регулировкой микроклимата и другими системами, то можно продавать продукцию более длительное время и хорошего стандартного качества». Стандарт в данном случае — это соответствие требованиям, в том числе по пестицидам, чему в ОАЭ уделяют особое внимание. Кроме того, в Турции много маленьких производителей, которым трудно поддерживать постоянное соответствие требованиям некоторых импортеров, добавляет она. «Однако конкурировать на рынках стран Восточной Азии, например, Китая, с одной стороны, будет сложнее, так как в стране очень много пленочных теплиц, но не все они придерживаются стандартов безопасности. С другой, там огромные возможности сбыта», — говорит Решетникова. Эти страны заинтересованы в импорте продукции сегмента «эко» или просто высокого качества.

«ЭКО-культура» является одним из крупнейших производителей тепличных овощей в России. Производственные мощности холдинга составляют более 300 га высокотехнологичных теплиц, которые расположены в Ставропольском крае, Ленинградской, Липецкой, Тульской, Московской и Воронежской областях. В 2021 году планируется расширение производства за счет ввода новых теплиц в Ставропольском крае, Тульской, Ленинградской, Воронежской, Московской областях. В 2023 году площади тепличных комплексов агрохолдинга «ЭКО-культура» по производству овощей в России, Казахстане, Дагестане и Узбекистане превысят 660 га, а годовой объем производимой продукции составит более 400 тыс. т.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...