Перейти к содержанию
ЛиС

Прибыльность тепличного бизнеса в Украине растёт, а тепличные овощи чище овощей открытого грунта

Оценить эту тему:


Рекомендуемые сообщения

  • Редактор
kostuks3-960x720.jpg

В начале сезона 2021 года цены на тепличную продукцию выросли в среднем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом в интервью говорит  специалист рынка тепличной продукции, экс-директор тепличного комбината «СОТЕКО» (Львовская область, Украина) Сергей Костюк.

kostuks7-300x225.jpg

— Производство овощей закрытого грунта вызывает интерес у большого количества производителей, потому что покупатели  хотят употреблять свежие овощи и фрукты круглый год и готовы платить за них больше, чем за сезонные овощи.  В связи с этим, какие тенденции тепличного бизнеса преобладают в Украине?

— В Украине тепличный бизнес развивается волнообразно. С 2004 по 2010 год у нас строилось большое количество тепличных комплексов, которые постоянно модернизировали, в данный сегмент бизнеса вкладывались деньги и он имел достаточно высокую рентабельность, которая затем начала падать, соответственно волна развития пошла вниз. По моим наблюдениям, нижняя точка – 2018 год. Впрочем, сегодня рентабельность тепличного бизнеса вновь начала идти вверх. Но больших тепличных комплексов в Украине на данный момент не строят, наверное, причиной является недостаточная поддержка отрасли со стороны государства. Поэтому деньги вкладывают в другой бизнес, который может принести больше прибыли.

Интересный сегмент — это выращивание зелени, которое происходит уже даже не в теплицах, а в приспособленных помещениях. Это, в частности касается выращивания салатов. Поэтому у нас быстрее развивается сегмент мелкого тепличного бизнеса.

— Какие культуры наиболее оптимальны для развития бизнеса по производству овощей закрытого грунта?

— Если взять 100% производства, то примерно 90% занимает группа «огурец и помидор». Не имеет значения, в каких теплицах: стекло или пленка. Эта группа доминирует. Остальные 10% — перец, редис, ранняя капуста, салатные культуры.

kostuks4-300x225.jpg

— По данным компании «Технологии Роста», в России общий объем инвестиций в тепличный сектор за 5 лет превысил 200 млрд рублей. Около 120 тепличных проектов получили льготные кредиты с процентной ставкой 5% и/или возмещения инвестиций, вложенных в строительство, реконструкцию и обустройство теплиц. Как Вы оцениваете уровень государственной поддержки тепличного бизнеса в Украине?

— Из всех постсоветских стран, к сожалению, только Украина фактически не имеет государственной поддержки тепличного бизнеса. Госпрограммы по поддержке тепличного сектора работают в России. Кроме того, в течение 2010-2015 гг. такие программы работали также в Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Армении. Интерес государства заключается в том, что производство тепличных овощей требует затрат человеческого труда. Соответственно, в данный бизнес привлекается много людей, которые получают заработную плату и, соответственно, платят налоги. Это выгодно для государства.

Единственная программа, которая действовала в Украине в 2010-2012 годах, компенсировала затраты на строительство тепличных комплексов. Сейчас такой программы нет. Государство тепличников не поддерживает абсолютно. Даже НДС уменьшили до 14 % для производителей зерна и подсолнечника, где затраты человеческого труда минимальны, но оставили полную ставку для плодоовощной группы.

— Значительную долю украинского рынка овощей закрытого грунта на сегодня занимает импортная продукция. В частности, существенное давление на цены осуществляет присутствие на рынке значительных объемов недорогого огурца из Беларуси, который  сейчас поступает в продажу по 42-45 грн/кг ($1,51-1,62 / кг). Кроме того, импортируются значительные объемы недорогого томата из Турции. Каким Вы видите выход из ситуации для игроков украинского тепличного рынка?

— Между украинской и импортной продукцией  существует разница в цене – первая, как это ни странно, дороже. Томаты сегодня действительно импортируются в Украину из Турции. Очевидно, что в Турции их выращивать дешевле. Огурец к нам приезжает из той же Турции, а также Ирана и стран Северной Африки, но логично, что овощи, которые импортируются на украинский рынок и затем не реализуются в течение 2-3 недель, как минимум, по вкусовым качествам  порой хуже наших. К тому же, мы не знаем, каким образом они обрабатывались при выращивании, как осуществлялось питание растений.

 

kostuks5-300x225.jpg

Для защиты отечественного рынка от некачественных и, соответственно, дешевых импортных овощей нужны совместные усилия отраслевых ассоциаций тепличников, правительства и контролирующих органов.  Ассоциации обязаны  лоббировать интересы украинского производителя, инициировать принятие законов и подзаконных актов, которые будут способствовать развитию тепличного бизнеса Украины, а не импорта.

— Какова роль маркетинга  в  тепличном бизнесе  Украины? Как пандемия коронавируса изменила маркетинговые стратегии?

— Маркетинговые стратегии все более ориентированы на розничных потребителей. Увеличилась роль доставки информации к таким потребителям. Играют роль социальные сети, рассылки, специальные аграрные сайты, чат-боты, которые рассылают информацию для людей. Увеличилась доля тех, кто доставляет продукцию. Появилось много производителей салатов, зелени, которые упаковывают продукцию, в так называемые, зеленые боксы и отправляют потребителю.

— Какие основные нюансы производства овощей закрытого грунта вы можете выделить?

 — В закрытом грунте мы стараемся дать растению то, что оно хочет. Во-первых, растение получает контролируемый климат. В теплице нет стрессовых перепадов, которые уменьшают урожайность и негативно влияют на само растение. Также в закрытом грунте культура имеет возможность получать полностью контролируемое питание.

80% теплиц закрытого грунта использует биозащиту, иными словами, защиту без химических веществ. Защита осуществляется с помощью хищных насекомых, грибков, которые уничтожают болезни и предотвращают их. В открытом грунте это сделать почти невозможно. Растение здоровое, ухоженное, и дает здоровую чистую продукцию.

Кроме того, в зимний период в закрытом грунте мы можем обеспечить необходимый уровень освещения, что при выращивании в открытом грунте сделать невозможно.

— Среди потребителей существуют мифы, из-за которых они зачастую отдают предпочтение продукции, которая выращивается в открытом грунте, а не в теплицах. Один из них касается якобы наличия в тепличной продукции большего количества вредных веществ. Почему у большинства людей сформировано такое мнение?

— Очевидно, что в теплице продукция чище. Теплицы, как минимум стеклянные, просто обязаны контролировать качество своей продукции, так как производителей и качество продукции серьезно контролирует Госпродпотребслужба.

Отвечая по сути на вопрос, почему у потребителей сформировано такое мнение, хочу сказать, что большую роль в формировании таких мифов вокруг тепличных овощей играют СМИ, транслирующие не всегда профессиональную информацию. А вот профессиональных статей на эту тему достаточно мало. Есть в этом и вина тепличников, поскольку мало кто из них что-то разъясняет потребителю, полагая, что не надо ничего делать в этом направлении – главное реализовать свою продукцию.

kostuks2-169x300.jpg

— Каким вы видите текущий 2021 год для украинского тепличного бизнеса?

— Я думаю, что 2021 год точно не будет хуже 2020 года. Ведь если коснуться, к примеру, темы энергоресурсов, то в прошлом году теплицы, которые работают на газу, осуществляли его закупки в летний период на весь сезон. Это выгодно для бизнеса, так как именно летом цена газа находится на более низкой отметке. Полагаю, что эта тенденция продолжится и в текущем году, потому что выгоды здесь очевидны.

Что же касается цен на тепличную продукцию, то не вижу оснований, чтобы она проседала. Цена может снижаться из-за отсутствия экспорта. Но в текущем году тенденции к запрету экспорта отсутствуют, как отсутствуют и тенденции по увеличению объемов импорта. Поэтому и цены будут держаться на уровне минувшего года.

Не думаю, что будет происходить и увеличение рентабельности. Грандиозных планов, насколько мне известно, касающихся строительства теплиц никто из игроков рынка не имеет, но реконструкции существующих комплексов осуществляются, строятся и малые теплицы. А вот государством, по-прежнему, не предусмотрено никаких программ по поддержке тепличного бизнеса.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Дальнейшее пребывание на сайте означает согласие с их применением.